В последние годы вопрос противодействия экстремизму и терроризму стал одним из приоритетных направлений государственной политики в России. С учётом изменяющихся угроз, законодательство претерпело значительные изменения, касающиеся механизмов и оснований для внесения физических и юридических лиц в перечень экстремистов и террористов.
На фоне роста интернет-пропаганды, радикализации молодёжи и увеличения случаев насилия, власти оперативно реагируют на новые вызовы, уточняя критерии формирования перечня. Ужесточение мер имеет целью не только пресечение деятельности уже известных экстремистских групп, но и предотвратить возникновение новых угроз.
Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2024 № 1124 “Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации” определяется цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.
С 1 июня 2025 года вступил в силу изменения, которые расширят основания для внесения в перечень экстремистов и террористов, который ведет Росфинмониторинг. Некоторые ключевые изменения включают:
– Увеличение перечня преступлений, относящихся к экстремизму. В него будут включены убийства, умышленное причинение вреда здоровью, пытки и тяжкие телесные повреждения, а также хулиганство, если эти деяния совершены на почве политической, национальной, расовой или религиозной ненависти.
– Введение возможности включения в список за преступления, мотивированные ненавистью или враждой к какой-либо социальной группе. Это может касаться таких деяний, как убийства, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание и хулиганство. – Добавление оснований для включения за распространение ложной информации и дискредитацию Вооружённых сил России, а также за действия, направленные на нарушение территориальной целостности страны и геноцид.
– Включение преступлений, связанных с пропагандой нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций. И обязанность банков предоставлять информацию о счетах лиц, финансирующих экстремистскую деятельность, по запросу Росфинмониторинга.
Кроме того, основанием для занесения в список может стать публичное распространение заведомо ложных данных о действиях Вооружённых сил России и исполнении государственных полномочий.