«

»

Ноя 03 2020

Прокуратура Балтачевского района разъясняет. Законодательство о противодействии коррупции

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» (далее – Закон) одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению.

К таким мерам относится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы Федеральный закон “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов” наделил органы прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его органы на местах, государственные и муниципальные органы. Статьей 5 этого закона также предусмотрено проведение независимой антикоррупционной экспертизы институтами гражданского общества и гражданами Российской Федерации, аккредитованными в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы.

Не менее значимым направлением профилактики коррупции является исполнение государственными, муниципальными служащими, главами и депутатами муниципальных представительных органов, губернаторами и депутатами органов власти субъектов РФ, а также Государственной Думы Российской Федерации и другими лицами, занимающими должности связанные с коррупционными рисками, обязанностей, запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством.

Вышеуказанные лица обязаны ежегодно либо при решении вопроса о назначении на должность представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также супругов и несовершеннолетних детей.

Отдельным категориям лиц запрещено открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Также указанные лица обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной муниципальной службе, при осуществлении функций органов власти и местного самоуправления. В случае неисполнения данной обязанности федеральным законодательством установлена ответственность в виде увольнения, досрочного прекращения полномочий виновного лица в связи с утратой доверия.

Чиновникам, как и выборным лицам органов власти и местного самоуправления запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган.

Статьей 12 Закона на граждан, уволившихся с государственной или муниципальной службы, наложены ограничения при трудоустройстве на новое место работы (кроме муниципальных, государственных органов). Если должность государственной, муниципальной службы, с которой уволен гражданин, входила в утвержденный органом перечень и при исполнении обязанностей этот гражданин осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, в которую он предполагает трудоустроится, то сделать это он может только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Данное ограничение действует в течении 2-х лет после увольнения со службы.

С целью контроля за исполнением этой обязанности бывшими государственными, муниципальными служащими на организацию в которую трудоустроился этот гражданин возложена обязанность сообщать об этом бывшему работодателю. Для организации, не исполнившей данное требование, то наступают последствия в виде штрафа до пятисот тысяч рублей – ст. 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

На лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе наложены другие запреты. Такие лица не должны:1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; 4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; 6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную, муниципальную должность; 7) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций и другие.

За нарушение вышеупомянутых требований законодательства предусмотрено привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (досрочного прекращения полномочий) в связи с утратой доверия.

Заслуживает внимания профилактическая мера, предусмотренная

ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Ответственность за данное правонарушение начинается от 1 млн. рублей с внесением указанных юридических лиц в общедоступный список привлеченных за данное правонарушение, размещенный на официальной странице Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сети Интернет, что влечет последующее наложение на них дополнительных ограничений.

За совершение нарушений коррупционного характера виновное лицо также может привлекаться к уголовной ответственности. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за такие виды коррупционных преступлений как получение, дача взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество, мошенничество присвоение, растрата, злоупотребление полномочиями и другие корыстные преступления, совершенные с использованием служебного положения.

Вид и размер уголовного наказания определяются судом в зависимости от тяжести преступления, степени вины и других обстоятельств.

 

Прокурор района Б.З. Галиакберов